Урок развития речи. Составление заметки в газету - Кафедра филологических наук - Каталог файлов - Общеобразовательная школа №7
Пятница, 28.11.2014, 01:52Приветствую Вас Гость | RSS
ООШ №7 г.Свердловск
Меню сайта
Категории раздела
Администрация [22]
Кафедра английского языка [2]
Кафедра естественных наук [1]
Кафедра начальной школы [50]
Кафедра математики [1]
Кафедра филологических наук [16]
Внедрение нового государственного стандарта в начальной школе [7]
Справки [0]
Здоровое питание в ООШ№7 [3]
Воспитательная работа [0]
Проект DTEK "Энергоэффективные школы" [6]
Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0

Каталог файлов


Главная » Файлы » Кафедра филологических наук

Урок развития речи. Составление заметки в газету
19.02.2013, 22:10
Урок развития речи. Составление заметки в газету

Заметка в газету
Человеку для ориентации в мире нужна всесторонняя информация. Она помогает ему узнавать о существовании каких-либо явлений, оценивать их значимость, определять возможные варианты собственных действий.
ЗАМЕТКА — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.
Заметка бывает двух видов: информационная и оценочно-информационная.
Информационная заметка. Основой информационной заметки является описание фактов. Это последовательное изложение ответов на вопросы: что произошло? где? когда? почему? как?. Ответы на эти вопросы и составляют структурные элементы заметки этого вида.
ВДЫХАТЬ ИЛИ НЕ ВДЫХАТЬ?
Замеры, проведённые в десяти школах, показали следующее. В классе стандартной площадью (50 кв. м), где находится около 30 детей и учитель, при закрытых форточках и двери уже через 20 минут концентрация углекислого газа увеличивается в 4 раза по сравнению с содержанием его в атмосфере, т. е. вне помещения. К концу же 45-минутного урока концентрация достигает 0,3 %, т. е. увеличивается в 8 раз.
(По материалам периодических изданий)

Оценочно-информационная заметка — это заметка, в которой не только описан факт (что произошло? где? когда? почему? как?), но и даётся оценка этого факта. Оценка представляет собой отношение журналиста к описанному в заметке явлению или предмету. Поэтому структура оценочно-информационной заметки выглядит более сложной. Журналист не только описывает явление или событие, но и напоминает аудитории общеизвестную истину. Общезначимое суждение может находиться или в начале заметки, или в конце. Таким образом, если к данной выше заметке добавить комментарий по поводу общеизвестных истин о необходимости проветривать помещение, о пользе свежего воздуха и т. п., заметка приобретёт оценочно-информационный характер.
Чтобы привлечь внимание читателя к заметке, автор часто даёт ей интригующий заголовок либо во вступительном предложении-зачине использует необычную фразу, часто полемического характера.

1. Анализ учебного материала
І. Определите вид заметки, ответ аргументируйте. Укажите основные структурные элементы заметки.
ІІ. Проанализируйте вступительное предложение. Как вы думаете, почему такую фразу выбрал автор в качестве зачина к заметке. Озаглавьте заметку и спишите её.

«Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к учёбе и книгам — так опротивела за три года зубрёжка наизусть», — писал человек, которого спустя полвека будут называть «великим просветителем».
Более 170 лет назад, 5 февраля 1836 года, родился Иван Дмитриевич Сытин.
Он начинал 15-летним приказчиком в книжной лавке купца-старообрядца Шарапова. Через десять лет открыл собственное дело и приступил к выпуску лубочных картинок.
К 1914 году на книжном рынке каждая четвёртая книга выпускалась Сытиным: массовые тиражи книг известных писателей, газеты, журналы, словари и энциклопедии.

2. Сочинение по аналогии
Используя известные вам биографические факты, напишите заметку оценочно-информационного характера о великом украинском поэте и просветителе Тарасе Шевченко.

3. Перевод
І. Переведите текст на русский язык.
ІІ. Используя материалы перевода, составьте заметку оценочно-информационного характера. Для этого напишите зачин и заключение-комментарий. Запишите заметку.
Григорій Сковорода є автором багатьох оригінальних творів. Серед них — філософські трактати («Потоп зміїний», «Вхідні двері до християнської доброчинності» та ш.), байки (збірка «Харківські байки»), поезії (збірка «Сад божественних пісень»). Григорій Сковорода віддав належне улюбленим жанрам свого часу — панегірикам і одам, а також пейзажним віршам, сатирам. У нього є епіграми, відомо багато сковородинських афоризмів.
Енциклопедично освічена людина, гуманіст Г. Сковорода відстоював «природну людину» і споріднену їй працю. Людина - «не тремтячий раб», а «шумливий, бурхливий дух», «коваль свого щастя», яке досягається «слідуванням блаженній натурі». Як сказав про Сковороду Павло Тичина: «Великий наш філософ щедру залишив нам спадщину по собі: обсягом широку, змістовністю глибоку і щодо світогляду свого — чисту та моральну...» 3 ним прийшло осмислення минулих діянь, і українська думка повернулася до традиційної християнської ідеї мирного самовизначення людини у світі.
С л о в а р ь:
Віддавати належне (укр.) — (рус.) отдавать должное.
Доброчинність (укр.) — (рус.) порядочность, добропорядочность.

4. Сочинение по опорным словам
Напишите оценочно-информационную заметку о каком-либо музыкальном концерте, используя опорные слова.
Слушает.., ощущает.., внимает.., представляет.., привлеч.., сбереч.., настеж.., напроч.., сплош.., певуч.., блестящ.., могуч.., хорош.., тиш.., дрож.., полноч.., скипач.., трубач.., бельэтаж.., с плеч.., много афиш.., клавиш.. .

5. Домашнее задание
Вариант 1. Подберите заметки двух видов: информационную и оценочно-информационную. Одну заметку спишите. Укажите её вид. Вторую заметку устно проанализируйте и принесите на урок для работы в группе.
Вариант 2. Напишите заметку любого вида о каком-либо событии, которое произошло в вашем классе, школе, городе.
Вариант 3. Подберите в газетах или журналах 7-8 интересных заголовков статей. Проанализируйте, как в них отражена тема заметки, которую вы написали. Заголовки статей запишите.

6. Работа в группах
І. Прочитайте подобранные в домашнем задании (упражнение 5) заголовки заметок. Участники группы по названию определяют тему заметки.
ІІ. Зачитайте в группах подобранные из периодической печати или написанные вами заметки. Определите их вид. Укажите основные структурные элементы.

Урок развития речи. Жанры речи. Статья в газету на морально-этическую тему

1. Попробуйте доказать, что предложенные темы связаны с морально-этическими проблемами (определяют жизненную позицию человека, его взгляды, убеждения, затрагивают вопросы поведения, особенности характера)

1. Как усовершенствовать свой характер. 2. Бескорыстие дружбы. 3. Лёгкая дорога в жизни: ведёт ли она куда-нибудь? 4. Человек за всё в ответе. 5. Что значит познать самого себя. 6. Имеем ли мы право судить прошлое? 7. Быть внимательным по отношению к другим. 8. Терпимость — редкое достоинство.

2. Прочитайте и скажите, что такое газетная статья, каковы её особенности. Чем газетная статья отличается от заметки?

Каждому из нас приходилось хоть один раз готовить заметку в школьную стенгазету. Существуют и другие жанры публицистической речи, среди которых наиболее распространённой является газетная статья. Чем же различаются эти виды публикаций?

Если в заметке основу содержания составляет какой-то факт, то в статье факты и явления действительности приобретают вспомогательное значение: они являются материалом, на основе анализа которого автор делает обобщения и выводы. Изучение причин и взаимозависимости фактов (положительных или отрицательных) позволяет автору статьи увидеть стоящую за ними проблему, поставить её в своей статье и предложить своё решение. Факты служат отправной точкой для развития мысли автора, аргументируют её. Сила статьи не в обилии фактов, а в обобщениях, опирающихся на анализ явлений. Задача автора статьи — привлечь внимание читателя к какой-то важной, злободневной проблеме, убедить его в справедливости или ошибочности какой-то идеи, мысли.

Таким образом, газетная статья — это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати.

В статье для школьной стенгазеты могут встречаться элементы публицистического стиля: общественно-политическая лексика, эмоционально окрашенные слова и обороты речи, побудительные предложения, риторические вопросы и др.

(По Ю. Равенскому.)

3. I. Прочитайте текст, написанный в жанре газетной статьи. Определите основную мысль. Какие факты использовал автор для её раскрытия и доказательства основного тезиса статьи? Как автор начинает статью, чтобы вызвать интерес к поставленной проблеме? Как сформулирован вывод? Найдите в статье языковые средства, характерные для публицистического стиля речи.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Однажды в десятом классе на уроке литературы зашёл спор. Речь шла о том, что человек не должен замыкаться в своём мирке, что нужно честно и хорошо трудиться. И вдруг кто-то из ребят сказал: «Это всё высокие слова. В жизни не так. Работай для людей или нет, всё равно памятник тебе не поставят. А я хочу взять от жизни как можно больше, потому что мы живём один раз». И вот десятиклассница, её зовут Галя, пишет в редакцию: «В душе я ужаснулась тому, как недалёк в своих взглядах этот человек. Но не смогла их опровергнуть, не нашла убедительных доводов. Помогите мне, пожалуйста».

Попробуем помочь Гале, так как, наверное, не только один из её одноклассников так считает.

Мне думается, Галя очень точно назвала мысли своего одноклассника недалёкими. Ведь представление о том, что можно жить только для себя, — это глубокое заблуждение. Каждый человек не только работает для себя, но и обслуживает своим трудом других. Таково общественное устройство.

Могут сказать — но ведь за свой труд человек получает деньги. Вот ради денег он и работает.

Разумеется, за свою работу человек получает плату. Но суть не меняется: без других людей не обойдёшься, и они не обойдутся без тебя. Так вот, спрашивается, какой человек интереснее, кто получает большее удовлетворение — тот, который зарабатывает свои деньги, не испытывая никакой другой радости, кроме той, что он их заработал, или тот, кто каждый день гордо осознаёт, что его труд приносит пользу людям, которому счастье даёт сама работа, а не только заработанные деньги?

«Одно из самых удивительных заблуждений, — писал Лев Толстой, — заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать. Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство».

Вдумайтесь в эти мудрые слова человека, который без устали работал всю свою жизнь. Человеческое достоинство... Можно ли быть счастливым, если нет его у тебя? А какое достоинство в том, чтобы отказать себе в возможности свободно и сознательно работать ради счастья других.

В этом смысл жизни — неустанно работать, чтобы она, жизнь, становилась лучше, справедливее. Жить только для себя бессмысленно, безрадостно.

(По И. Дубровицкому.)

II. Совпадают ли ваши взгляды на то, что такое счастье, со взглядами автора статьи? В чём вы с ним не согласны? Запишите свой вывод, подбирая убедительные доказательства.

4. Познакомьтесь со статьёй Л. Матвеевой «Что значит быть щедрым?» и ответьте на вопросы.

1. Какую проблему поставил автор в своей статье? Считаете ли вы эту проблему интересной и актуальной?
2. Согласны ли вы с тем решением проблемы, которое предложил автор? Достаточно ли убедительны его доказательства?
3. Какие дополнительные аргументы могли бы привести вы?
4. Как содержание и композиция статьи подчинены раскрытию основной мысли?

Саша ходит по квартире, открыл шкаф, заглянул на полки, закрыл.
— Саша, что ты ищешь? — спросила мама.
— Подарок нужен, мама. Меня Ира пригласила на день рождения. Через час идти, в магазин уже не успею. А у нас ведь есть что-нибудь такое про запас.
— Погоди-ка, у меня идея, — радостно говорит мама. — Глиняные фигурки из Самарканда, возьми в ящике.
— Мама, как ты не понимаешь. С таким подарком только срамиться.
— Не понимаю, — сухо сказала мама. — Почему «срамиться»?
Мама отложила книгу, посмотрела на сына. Что выражают сейчас её глаза? Несогласие? Даже, кажется, презрение. Почему? Он человек не жадный и не хочет выглядеть жадным в глазах Иры и ребят, которые придут на день рождения.
— Мама, скажи, почему я должен дарить ерунду? Скажи.
— Во-первых, это не ерунда. А, во-вторых, объясняться сейчас не будем, тебе пора идти, а то опоздаешь. Возьми ковровую салфетку на верхней полке. Отец привёз из Польши, очень красивая вещь и дорогая.
Салфетка была яркая, похожая на маленький пушистый коврик.
— Не жалко? — спросил Саша.
— Нет, — спокойно ответила мама. — Собирайся скорее. Ире очень понравился подарок. Она сказала:
— Ой, какая прелесть! Ты, Сашка, всегда что-нибудь необыкновенное придумаешь.
Были танцы, и все в этот вечер много острили. Бывает такое настроение, когда всё кажется смешным. И Саше было весело. Только где-то в самой глубине сознания, на самом донышке, сидел вопрос.
Дома мама спросила:
— Хороший был день рождения?
— Очень хороший, — ответил Саша. — Я много смеялся, танцевал, думал и кое до чего додумался.
Мама посмотрела на него внимательно, долго смотрела, а потом улыбнулась и сказала:
— Мыслитель ты у меня. Ложись спать, завтра вставать рано. Потом помолчала и добавила:
— Я знала, что ты додумаешься. Не сразу, конечно, но это не беда...
О чём идёт речь? О человеческой щедрости. Трудно говорить об этом узко — деньги, подарки. Щедрость души, щедрость поступков, щедрость в дружбе, любви — всё держится на тепловом запасе человека. Один отдаёт больше, чем получает, и радуется этому. Другой лишь только берёт. Он берёт у людей их внимание, сочувствие, помощь. Такие люди редко бывают счастливыми. Они бедны дружбой, им не знакома радость отдавать, дарить без оглядки.
Щедрый легко отдаёт, ему приятно отдавать. И тут хочется задать вопрос. Отдавать что? Отдавать чьё? Саша настойчиво требовал от мамы подарок. Не себе, нет. Другому человеку. Щедрый поступок? Да. Мамин. А Саша при чём? Почти ни при чём. Он школьник, денег не зарабатывает, вещей не покупает. И не от него, значит, подарок. Это не упрёк Саше. Впереди его работа, его заработки. И маме не жалко для сына понести расходы. Речь не о цене ковровой салфетки, а о цене моральной. От чего отказался сам Саша? Что он, Саша, дал человеку, которого хотел одарить?
Есть такое выражение: «Добрый за чужой счёт».
Если человек учится в школе, значит, он не должен тратить деньги на своих друзей? Не может купить два билета в театр и пригласить девочку? Какими цифрами, какими суммами ограничены его возможности?
Как было бы скучно и пресно вести разговор, опираясь на цифры. Конечно, дело не в ценах. Но нельзя отделить материальную проблему от моральной.
Девочка захотела модное платье и стала после школы разносить телеграммы. Заработала денег сама. Наверное, платье было её самым любимым и не только потому, что модное. Сама купила. Приятно.
Серёжка принёс в подарок на тот самый день рождения простенькую авторучку. В этом был свой смысл: Ира всегда теряет ручки.
Он заплатил за ручку недорого, зато сочинил смешные стихи, очень смешные про то, как Ира теряет ручки. Не с этих ли стихов и началось в тот вечер весёлое настроение?
Серёжка придумал сам, постарался сам, проявил свою изобретательность.
Лариса в тот день испекла потрясающий пирог с капустой, она притащила его вместе с блюдом — пирог был такой пышный, Лариса боялась, что он сломается по дороге. А потом несла блюдо под мышкой, как папку.
Сама выдумала пирог, сама испекла. Не пожалела для подруги труда, времени.
Саша, конечно, не жадный, но и не щедрый пока.
Человек жадный обычно жаден не только на деньги. Почти не встретишь доброго, открытого человека, который во всём не скупой, только в денежных делах скряга. Так не бывает. А наоборот бывает? Деньги потратить не жалко, а душевное тепло потратить — в голову не приходит. Просит приятель в долг — возьми, пожалуйста. Отдашь, когда сможешь, я не тороплю. А навестить больного друга не пошёл. Собирался, откладывал со дня на день, а он уже выздоровел. Бывает? Времени не хватило? Или щедрости?
Большой и добрый писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал в одной из книг: «Единственное действенное орудие — самопожертвование». На самопожертвовании держатся подвиг, любовь, настоящая дружба. О себе — в последнюю очередь.
Это очень большое понятие, из разряда высоких — самопожертвование. В ежедневной жизни оно встречается редко. А вот доброта, щедрость, отзывчивость — этому есть место в каждом дне человеческой жизни.

5. Просмотрите несколько номеров молодёжных газет или журналов. Какова тематика опубликованных в них статей? Какая из статей вам больше всего понравилась? Проанализируйте её по вопросам, помещённым в предыдущих упражнениях. Могли бы вы предложить своё решение подобной проблемы? Каким вопросам, по-вашему, следует уделить внимание на страницах молодёжной прессы?

6. Подготовьте статью в газету на наиболее актуальную с вашей точки зрения тему. Вообразите, что вашими читателями будут ровесники. Напишите статью так, чтобы она читалась с интересом, чтобы ваши сверстники задумались над поставленными в ней вопросами.

7. Отвечая на присланное в редакцию письмо старшеклассницы Лены М., составьте связное высказывание в форме статьи в газету на тему «Легко ли иметь свой голос?»

Уважаемая редакция! Раньше я жила, как все, было много друзей, со всеми и во всём соглашалась. Даже если не верила, делала вид, что верю. Но постепенно начала понимать, что так дальше жить нельзя. Нужно иметь свой голос. И я начала высказывать своё мнение, свою личную правду. Многим это не понравилось, и на сегодняшний день я осталась одна. Сначала друзья мне говорили: «Живи, как все, зачем хочешь показать, что ты — не мы?». Но я не согласилась с ними. И осталась без друзей и подруг. Почему? Я не права?

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК, ДОПУЩЕННЫХ В ПИСЬМЕННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ

1. Вспомните, какие виды ошибок допускаются в устной и письменной речи. Какие из них связаны с содержанием высказывания, а какие — с его языковым оформлением? Какими условными знаками обозначается каждый из этих видов ошибок?

2. Прочитайте свою статью в газету на морально-этическую тему или какую-нибудь другую творческую работу. По условным обозначениям, сделанным учителем, определите, какие ошибки вы допустили в высказывании. Усовершенствуйте написанную вами работу (её содержание, последовательность изложения мыслей и языковое оформление), учитывая данный ниже перечень текстовых недочётов, встречающихся в речи.

ТЕКСТОВЫЕ НЕДОЧЁТЫ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

1. Содержание не соответствует теме (в сочинениях) или недостаточно полно воспроизведено (в изложениях).
2. Наличие элементов, не относящихся к теме, недочётов в отборе основной и второстепенной информации.
3. Изложение неполное, пропуски важного материала.
4. Бессистемность изложения материала, непоследовательное расположение предложений и абзацев.
5. Отсутствие смысловой связи между частями текста.
6. Отсутствие или неудачное начало (концовка) работы.
7. Отсутствие или незавершённость рассуждений, необоснованность утверждений.
8. Несоответствие композиции работы избранному типу речи.

3.1. Прочитайте письмо в газету вашей ровесницы. Определите, какие ошибки, по-вашему, допущены в тексте письма (в его содержании, последовательности изложения мыслей, речевом оформлении). Отредактируйте текст.

Я ПРИСПОСАБЛИВАЮСЬ?!

Предупреждаю сразу: я не жалуюсь. С нынешним своим положением смирилась. И, честно говоря, не собираюсь как-то менять свою жизнь. Почему пишу? Возможно, чтобы предупредить кого-то от такого перевоплощения, на которое пришлось пойти мне. Возможно, наоборот, — посоветовать «белым воронам» не воевать с ветряными мельницами, быть такими, как все. В противном случае — жизнь невыносима. И во всяком случае, для слабодушных. А я оказалась именно такой.

Я тоже боялась сегодняшних юношей и девушек. С той лишь разницей, что не понимала своих ровесников, одноклассников. Обижалась, когда обращались ко мне на панибратском жаргоне. Я боялась смотреть на лица большинства ребят нашего класса, когда на уроках русской литературы учительница говорила о «прекрасном, добром, вечном», а они еле сдерживали зевоту.

Мама утешала: ты не такая, как они, у тебя другие интересы, ты духовно развита, умница. А разве это нормально, что я одна умница, а большинство — «лодыри, любители пустого времяпрепровождения»?

С некоторых пор я — среди них. Уже не противопоставляю себя им. Отрезала косу, сделала модную причёску, потеряла интерес к жизни декабристов. Музыкальную школу не бросила. В нашей компании меня ценят за умение интересно рассказать о современных музыкальных направлениях. Главное, что я не чувствую искусственности своего пребывания в другом обличий. Мне действительно проще и легче стало жить, когда обернулась в их веру, когда отказалась от своих праведных и благородных взглядов, приняв вместо этого нехитрую философию толпы: яркая, полная развлечений жизнь.

Дома и в школе я проповедую то же, что и до своего перевоплощения. Добросовестно играю на пианино, продолжаю готовить диспуты, писать полные общественного содержания и пафоса сочинения по программе. Только уже не переживаю отчуждённости своего окружения, потому что — среди них.

II. Правильно ли сделала газета, опубликовав письмо девочки? С какими мыслями автора письма вы согласны, а какие вызывают у вас возражения? Должен ли человек приспосабливаться к окружающей среде или иметь своё лицо? Попробуйте письменно высказать свою точку зрения.
Категория: Кафедра филологических наук | Добавил: Yana
Просмотров: 3651 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все для информатика